Виртуальное путешествие «Образовательная среда детского сада»
Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения
Моделирование образа выпускника МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое» является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальным запросам родителей и педагогов школы, своеобразием самого дошкольного периода.
Модель образа выпускника:
Психофизический потенциал – база, с которой ребёнок приходит в ДОУ. Потенциал определяет дальнейшее развитие и включает:
- соматическое здоровье;
- физическое развитие (овладение различными видами движений на уровне своего возраста, развитие двигательных качеств);
- развитие сенсомоторной координации.
Интеллектуальный потенциал включает:
- интеллектуальное развитие;
- наличие познавательной потребности, мотивации;
- готовность к умственному напряжению (интеллектуальная работоспособность);
- субъективная готовность к школе (сформированности предпосылок к учебной деятельности).
Творческий потенциал включает:
- креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, театральной);
- развитое воображение;
- умение творчески и нестандартно мыслить.
Эмоционально-волевой потенциал включает:
- произвольность;
- знание основных моральных эталонов и норм, умение оценивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов;
- сформированность волевых качеств (дисциплинированности, инициативности) и привычек (культурно-гигиенических, к регулярному труду, напряжению в деятельности).
Коммуникативный потенциал включает:
- коммуникативные навыки и умения (договариваться, приходить к общему решению, планировать деятельность, учитывать мнение партнёра, распределять обязанности).
Личностный потенциал включает:
- положительный образ «Я»;
- эмоционально-положительную, адекватную самооценку;
- благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тревожности).
«Портрет» выпускника представляется основными показателями, характеризующие наиболее существенные стороны физического, социального, познавательного, эстетического развития ребёнка, а также развития его речи и общения.
Физическое развитие выступает как развитие двигательной сферы ребёнка. В этой характеристике выделяются две стороны:
- первая сторона – это владение двигательными навыками. Владение определёнными действиями, разнообразными движениям, соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам – важная характеристика развития ребёнка;
- другая сторона развития двигательной сферы называется экспрессивной, выразительной. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий. Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребёнка, особенности их проявлений, т.е. проникнуть в глубину его эмоциональной сферы.
О развитие социальной компетентности ребёнка, его умении понимать других людей и самого себя, способности устанавливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений – определяем по следующим показателям: ребёнок не теряется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать её, уважает желания других людей, может включиться в
совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Показатели социального развития относятся к разделам:
- общение со взрослыми;
- общение со сверстниками;
- эмоционально-волевая регуляция поведения;
- представления ребёнка о себе;
- отношение к себе.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и взаимодействия с окружающими людьми. Показатели охватывают владение фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и использование их в разных ситуациях общения: в играх и других совместных видах деятельности, в словесном творчестве, в разговорах со сверстниками
и взрослыми.
Познавательное развитие – наиболее объёмная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики.
Первая – это сами знания. Сюда входят представления ребёнка о природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях.
Вторая – это освоение способов их получения. Сюда входит развитие у ребёнка умения слушать взрослого, отвечать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать.
В эстетическом развитии в разных деятельностях центральной является способность к созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
«Портрет» выпускника детского сада поможет родителям правильно решить, в каком возрасте – в шесть или семь лет – их ребёнку лучше начать обучение в школе, а воспитателю и учителю – сориентироваться в его индивидуальных особенностях.
Контактные телефоны:
заведующий Лесникова Любовь Петровна -
т. 8(47247) 6-64-18;
сот. 8 920 203 41 17